Главная » 2019 » Июль » 6 » «Семейное образование — это удел интеллигентных и образованных родителей».
21:16
«Семейное образование — это удел интеллигентных и образованных родителей».

Экономия времени

Я вела семейное образование для своего ребенка сразу с первого класса. Вокруг меня уже были люди, которые этим занимались, да и я понимала, что у школьного образования есть много минусов. Для меня как психолога важным фактором было и окружение ребенка: до десяти лет дети впитывают все как губка от тех, с кем общаются. Для меня семейное образование стало возможностью контролировать окружение сына на первых порах. Что еще мне не нравится в школе, так это ориентир на оценку, а не знание. Дети могут сказать: для того чтобы получать пятерки, не надо особо напрягаться. Часто нужно изобразить какую-то деятельность — списать, а не потрудиться. И если ребенок получил этот навык, то это очень плохо. Школьное образование — это система. Часто учителя тратят половину урока на дисциплину и организацию детей, а чистое время, в течение которого они занимаются предметом, в итоге — минут 20. Потом детям нужно еще делать домашнюю работу. Поэтому обучение дома существенно экономит время ребенка, которое можно посвятить занятиям в кружках.

Мой старший ребенок проучился на домашнем три года — первый, второй и третий классы. Изначально мне было понятно, что это формат, который я предлагаю попробовать лишь для младшей школы. Я хотела дать ребенку крепкую базу знаний. Но впоследствии наткнулась на то, что сочетать роли мамы и учительницы, по крайней мере в наших отношениях с сыном, сложно. Хотя на самом деле родители, чьи дети учатся в обычной школе, так или иначе эти роли сочетают. Школа прямым текстом говорит: если вы не будете заниматься с ребенком дома, он будет плохо успевать. И реально хорошо в начальной школе учатся дети, родители которых активно с ними занимаются и фактически дублируют роль учителя. Поэтому семейное образование — это экономия не только времени ребенка, но и своего.

Страхи учителей и родителей

С прикреплением к школе во время семейного образования никаких проблем быть не должно: право на него озвучено в законе. Приходим к директору и просто пишем заявление. Есть разные форматы: можно прикрепиться к школе через дорогу от дома, можно учиться дистанционно, можно в частной школе, организованной специально для детей на семейном образовании. Дети ходят туда раза три в неделю на основные предметы, что облегчает жизнь родителям. Сложность, с которой обычно сталкиваются родители при переходе на семейное образование, — то, что директора казанских школ воспринимают его как дополнительную нагрузку на себя. Они боятся, что к ним потом будут предъявлять претензии за качество обучения. Мол, сначала дома учат ребенка, потом он ничего не знает, а претензии к ним. Пять лет назад наш директор считал семейное образование уделом маргиналов. Но на самом деле семейное образование — это удел интеллигентных и образованных родителей. Так что, кроме негативного отношения директора, все было хорошо.

Я выбирала программу обучения без особого анализа — их слишком много, я не специалист. Поэтому я просто доверилась мнению авторитетных людей из своего окружения, имеющих опыт работы с детьми в начальной школе или обучения детей на семейном образовании. Каждый выбирает программу по себе, исходя из того, кто и что считает важным. Я знала, что по математике наиболее сильный Петерсон. По всем остальным предметам знакомая одобрительно отозвалась о «Начальной школе XXI века» — по ней мы и шли. Сейчас очень хвалят программу «Русская классическая школа» — там и математика, и русский на высоком уровне. Младший ребенок, наверное, будет учиться по ней.

Я не особенно загружала ребенка, ежедневно он занимался в среднем не более двух часов. Сын просил меня ставить ему оценки, но я избегала оценивания в первом классе. В России всегда делают акцент на ошибках, формируя таким образом страх у детей. Я же старалась подчеркнуть то, что у него получается хорошо. Когда сын перешел в четвертый класс (я отдала его в обычную школу), поняла, что для него важна оценка учителя — она его стимулировала. В этом плане с меня упала большая нагрузка, потому что учителем должна быть не мама. Фигура учителя — это фигура наставника. Но здесь возникает другой вопрос: насколько вам повезет с учителем? Мы отдаем ребенка в школу и в редком случае знаем, кому. К сожалению, в России родители не могут познакомиться заранее с людьми, которые будут находиться с их детьми. А ведь роль учителя в самоопределении и интересе ребенка к предмету огромна.

У нас не было проблем с социализацией ребенка — он сам по себе общительный, плюс есть бассейн, хор. Вдобавок у моих друзей есть дети-ровесники. Не отбить интерес сына к учебе было одним из моих мотивов — в школе это происходит чаще всего. Мы видим радостных первоклассников, которые ко второму классу уже мечтают из школы слинять. Когда я начинала учить своего ребенка на домашнем, у меня был последний год декретного отпуска, потом я вышла на работу преподавателем с гибким графиком. Если уж учить ребенка, для мамы это должно быть очень важно и для этого должны быть ресурсы — и время, и силы. После опыта с семейным образованием я поняла, что я преподаватель для взрослых людей. Учить детей — совсем другое. В какой-то момент я осознала, что сделала для ребенка все что могла, а дальше — давай сам.

Татьяна Шарай, преподаватель, доцент КФУ

По материалам сайта:

https://inde.io/article/7135-semeynoe-obrazovanie-eto-udel-intelligentnyh-i-obrazovannyh-roditeley-pyat-monologov-o-zhizni-bez-shkoly


Просмотров: 548 | Добавил: Shuttle | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar