Обратный звонок RedConnect
Школа семейного образования "Интеллект" - Семейная школа для детей с ОВЗ
image

Домашнее (очно-заочное)  и семейное обучение для ребенка с ограниченными возможностями здоровья - в чем отличия?

Особенности домашнего обучения:

 Родители могут полностью перевести ребенка на домашнее обучение ( очно-заочное)  при обнаружении серьезных проблем со здоровьем, препятствующих посещению школы, или инвалидностью. Нормативно-правовым основанием получения индивидуального обучения на дому является Письмо Министерства образования РСФСР от 14.11.1988 года за № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

По закону в такой ситуации ребенку отводится определенное количество учебных часов в неделю, содержащееся в его индивидуальном образовательном плане:

  8 часов: с 1-го по 4-й классы;

10 часов: с 5-го по 8-й классы;

11 часов: в 9-м классе; 12 часов: в 10-м и 11-м классах.

Такие нормативы устанавливаются запиской к учебному плану каждого учебного учреждения.

Общее количество учебных занятий за 4 учебных года начальной школы не может составлять менее 2 900 часов и более 3 345 часов.

Итоговое количество учебных занятий за 5 лет средней школы не может составлять менее 5 265 часов и более 6 020 часов.

Для образовательного учреждения это значит, что в график учителей должно быть включено посещение такого ребенка на дому.

      Для каждого ребенка составляется индивидуальный учебный план, который должен согласуется с родителями и утверждается руководством школы. Услуги педагога будут бесплатными, тетради и книги предоставляются школой ученику на общих основаниях. Существует вариант, при котором выполняется смешанное обучение ребенка: надомное и в школе (очно-заочное).  При улучшении самочувствия учащегося и возможности посещать школу, ребенок приходит на уроки и может дополнительно заниматься с учителем для получения необходимого количества знаний. При дефиците учебных часов и отставании от программы родители могут попросить дополнительные часы занятий. В том случае, если состояние здоровья учащегося ухудшается, педагоги вновь посещают его на дому.

     Также существует дистанционное образование, которое, как правило, предоставляется детям с ограниченными возможностями здоровья или тем, кто живет слишком далеко от школы. Для того, чтобы ученик мог перейти на дистанционное обучение, его интеллект должен быть в сохранности, не должно быть противопоказаний к использованию монитора, а также должен быть интернет и программа с возможностью видео- и голосовой связи. Регламентируется такая форма обучения письмом Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2009 года за номером 06-1254 «Рекомендации по организации дистанционного обучения». Школа предоставляет ребенку компьютер, подключают интернет, устанавливают все необходимые программы для обучения и связи, а также обслуживают технику в случае ее поломок. Дистанционный вид обучения стал одним из самых востребованных на сегодняшний день. Он может комбинироваться с другими видами обучения, и организовывается областным центром дистанционного обучения. Учебной базой становится программа общеобразовательной школы. Необходимая документация для обучения на дому по новому закону об образовании Для обучения ребенка на дому по состоянию здоровья, родители или законные представители обязаны сделать справку о невозможности посещения школьником учебного заведения и написать заявление об изменении формы обучения на имя руководителя школы. Вся необходимая информация о том, какие медицинские показания являются основанием для надомного обучения, содержится в Письме Министерства просвещения РФ от 08.07.1980 года за №281 и Министерства здравоохранения от 28.07.1980 года за № 17-13-186. Для получения медицинской справки родители получают рекомендации для осмотра ребенка на контрольно-экспертной комиссии. После обследования ученика ПМПК дает рекомендацию о необходимости надомного обучения и оформляет необходимый документ для предоставления в учебное заведение. В заключении прописывается диагноз, а также указывается рекомендуемая длительность надомного обучения. Минимальный срок домашнего обучения составляет один месяц, что рекомендуется при получении учениками травм или при операциях. Максимальный период, который может рекомендоваться для обучения на дому, – один учебный год. После получения медицинской справки заполняется заявление. В нем излагается причина просьбы родителей или опекунов о переводе ученика на домашнее обучение. К заявлению обязательно прикладывается медицинскую справку. Скачать образец заявления для перевода школьника на индивидуальное обучение на дому Скачать в .docx После получения этих документов образовательное учреждение не может отказать родителям в переводе ребенка на индивидуальное обучение. Однако необходимым условием является принадлежность общеобразовательного заведения к микрорайону, в котором фактически проживает ученик. После приема документов руководство школы составляет индивидуальный учебный план. Учебный план в этом случае будет зависеть от: психического и физического состояния ученика; готовности ребенка к усвоению учебной программы и его успехов; того, каким является учебный процесс – полностью домашним или смешанным (учеба и на дому, и в образовательном учреждении). Основные отличия семейного обучения и обучения на дому Важно знать, что эти виды получения образования совершенно разные и имеют ряд существенных отличий. Домашнее индивидуальное обучение – необходимость, а семейное – решение родителей и самого ученика. Семейное обучение является формой получения образования вне стен школы, в то время как домашнее образование ребенка с ОВЗ – особый метод организации учебного процесса. Обучение на дому производится по итогам медицинской комиссии, а для того чтобы перевести ученика на семейную форму нужно получить разрешение соответствующих органов, как правило это Управление образованием. Разрешение может даваться в случае, если ребенок профессионально занимается спортом и любой другой деятельностью, часто бывает в разъездах, часто меняет место жительства по причине переезда родителей или усваивает программу, опережая сверстников.  В случае организации надомного обучения детей с ОВЗ они не исключаются из списков учеников общеобразовательной школы, а дети на семейном обучении выбывают из ОО и поступают в нее экстерном каждый раз, когда необходимо проходить аттестацию и сдавать экзамены. Обучение детей с ОВЗ производится за счет государства: педагоги посещают ученика на дому. Если же ребенок перешел на семейное обучение, родители должны сами позаботиться и решить, как организовать обучение на дому. Если у ученика возникает академическая задолженность, он должен будет вернуться к обучению в школе. Родители могут получать компенсацию затрат на обучение ребенка, если на то дадут разрешение органы местного самоуправления. Преимущества и недостатки обучения ребенка на дому К недостаткам надомного обучения относится отсутствие коллектива, школьник лишается возможности получить навыки работы в команде, сотрудничества, не социализируется должным образом. У учащегося в такой ситуации отсутствует мотивация делать уроки каждый день, также не будет необходимых умений выступать на публике и доказывать свою точку зрения. К основным преимуществам индивидуального обучения на дому относится возможность учителя корректировать содержание программы и способы преподнесения информации ученику. В этом случае педагог сможет контролировать и свои собственные действия, и действия ученика, а ребенок будет получать знания в комфортной для себя обстановке и в удобное время без лишних энергозатрат. Можно растянуть программу или же наоборот изучить материал нескольких классов за один год. У ребенка появляется возможность углубленно заниматься интересующими его предметами. Учащийся привыкает рассчитывать только на свои знания. Родители или опекуны ученика могут контролировать процесс и корректировать учебную программу. Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой» Рабочие программ по предметам для учеников с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Как преодолеть снижение интереса к учебе и успеваемости Формируем ИКТ-компетентность обучающихся. Поможем учителям сформировать финансовую грамотность младших школьников.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65355-qqq-17-m11-domashnee-obuchenie-kolichestvo-chasov-v-nedelyu

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.